среда, 18 февраля 2015 г.

Верховный суд предлагает рассматривать "малые иски" в упрощенном порядке


#Законопроект


Пленум Верховного суда России одобрил законопроект, предлагающий ввести упрощенную процедуру рассмотрения "малых исков", то есть дел с небольшой ценой вопроса и бесспорных требований.
Судья сможет разобрать дела без вызова сторон. А решение стороны могут получить по почте или даже через Интернет. Как планируется, по упрощенной процедуре будут рассматриваться иски с суммой требований до 500 тысяч рублей.

В упрощенном порядке предлагается также рассматривать дела по искам, основанным на документах, которые ответчиком признаются, но не исполняются. Или на документах, подтверждающих задолженность по договору до 500 тысяч рублей. Также предполагается возможность рассмотрения любого дела в порядке упрощенного производства по инициативе сторон или их согласии.

При наличии препятствий для упрощенного порядка, например, когда необходимо исследование дополнительных доказательств, предлагаются гибкие правила выхода из данной процедуры в общий порядок рассмотрения споров. По оценке экспертов, упрощенный порядок позволит уйти от "злоупотребления правосудием", когда одна из сторон под разными предлогами начинает затягивать дело. Еще одна новация - проект дополняет перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ. В список войдут взыскания долгов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, услуг телефонной связи и обязательных платежей с членов товарищества собственников жилья или стройкооператива.


Из пояснительной записки следует, что в рамках очередного этапа судебной реформы, начало которого связано с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», необходимо совершение дальнейших шагов на пути сближения систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов, унификации процедур и правил, применяемых этими судами в ходе рассмотрения и разрешения споров и иных юридических дел, в целях повышения качества и эффективности правосудия.
В качестве меры, направленной на реализацию указанных задач, наряду с предложенными ранее изменениями в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ) (проект федерального закона № 638178-6, внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 от 21 октября 2014 года) предлагаются изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ), а также дополнение АПК РФ новыми положениями, связанными с предлагаемыми изменениями.
Представленный проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект) позволит установить аналогичный порядок рассмотрения судами общей юрисдикции сходных по своей правовой природе дел посредством введения институтов, успешно применяемых в течение последних лет арбитражными судами на основании норм АПК РФ и доказавших свою эффективность, а также установить его соотношение с действующим порядком рассмотрения дел приказного производства.
Законопроект направлен также на реализацию задачи по оптимизации судебной нагрузки, которая на VIII Всероссийском съезде судей обозначена в качестве приоритетной, поскольку ее осуществление способствует обеспечению права обращающихся за судебной защитой лиц на справедливое и публичное судебное разбирательство в разумные сроки.
Предлагаемые законопроектом изменения соответствуют задачам и принципам судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а также согласуются с положениями «Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», одобренной решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 08.12.2014 № 124(1).

I. Законопроектом предлагается внести следующие изменения в ГПК РФ (статья 1).
1. Предлагается внести ряд изменений в подраздел I «Приказное производство» раздела II ГПК РФ. В частности, судебный приказ предлагается выносить по требованиям, предусмотренным статьей 122 ГПК РФ, в том случае, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышают пятисот тысяч рублей. При этом сам перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ, содержащийся в статье 122, расширяется посредством включения в него требований о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи и требований о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива.
2. Законопроектом предлагается ввести в гражданское процессуальное законодательство упрощенную процедуру рассмотрения так называемых «малых исков», то есть дел с небольшой ценой иска, и бесспорных требований. Главным отличием рассмотрения дел по правилам упрощенного производства от рассмотрения дел по общим правилам искового производства является их рассмотрение без вызова сторон по представленным сторонами документам в строго определенных законом случаях, а также, по желанию сторон, в иных случаях. При этом процедура упрощенного производства предполагает рассмотрение дел по существу заявленных требований в состязательном процессе с учетом позиции обеих сторон спора, но с сокращенными временными и финансовыми затратами сторон и временными затратами суда.
Данная процедура учитывает положения Директивы Европейского союза о процедуре рассмотрения малых исков, вступившей в действие 1 января 2009 года.
В арбитражных судах действующая модель процедуры упрощенного производства применяется с 24 сентября 2012 года.
За прошедшее время рассмотрение дел в порядке упрощенного производства доказало свою эффективность. В 2013 году по результатам рассмотрения дел в таком порядке обжаловано только 4,2% из всех решений судов, лишь в 0,4% случаев жалобы признаны обоснованными.
Основные особенности предлагаемой процедуры заключаются в следующем.
2.1. Формализованное отнесение дел к рассматриваемым в порядке упрощенного производства путем определения в законе четких критериев.
Так, в порядке упрощенного производства предлагается рассматривать дела о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает пятисот тысяч рублей, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства (статья 122 и часть третья статьи 125 ГПК РФ); а также и по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает пятисот тысяч рублей.
При этом в статье 135 ГПК устанавливается новое основание для возвращения искового заявления ‑ содержащиеся в нем требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства.
В порядке упрощенного производства также предлагается рассматривать дела по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, если цена иска превышает пятьсот тысяч рублей.
Таким образом, в порядке упрощенного производства предлагается рассматривать простые дела (так называемые малые иски) или требования, носящие бесспорный характер, которые не входят в круг требований, по которым выдается судебный приказ, кроме случаев, когда, по мнению заявителя, в его вынесении может быть отказано.
Законопроектом устанавливается возможность рассмотрения любого дела в порядке упрощенного производства по инициативе сторон или при наличии их согласия.
2.2. Исключение возможности безосновательного заявления стороной возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если дело относится к данной категории согласно критериям, установленным законом. При этом законопроектом предусматриваются гибкие правила выхода из данной процедуры в общий порядок рассмотрения дела на основании определения суда в случае возникновения объективных препятствий для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
2.3. Предполагается, что рассмотрение дела будет осуществляться по представленным документам и доказательствам без вызова сторон, что позволит существенно сократить временные и финансовые затраты лиц, участвующих в деле. При этом необходимость выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, а также проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний являются препятствием для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
2.4. Законопроектом предлагается установление ряда особенностей представления в суд доказательств по делу.  В частности, предполагается, что доказательства и дополнительные документы по делу будут представляться в два этапа с установлением фиксированных сроков:
– не менее пятнадцати дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства – для представления доказательств и возражений относительно предъявленных требований;
– не менее тридцати дней с момента вынесения указанных выше определений – для представления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
При этом период времени между днями, когда истекают срок для представления доказательств и возражений и срок для представления иных документов, должен составлять не менее пятнадцати дней.
Однако если доказательства и иные документы поступили в суд до вынесения решения по делу, но по истечении установленных судом сроков,  суд принимает эти доказательства и иные документы, если сроки их представления пропущены по уважительным причинам.
      Таким образом, решение будет приниматься судом на основе доказательств, представленных сторонами в установленные законом сроки. Это позволит существенно сократить число случаев несвоевременного представления в суд доказательств, что зачастую является причиной затягивания рассмотрения дела, увеличивает судебную нагрузку и снижает эффективность правосудия в целом.
Законопроектом исключается возможность принятия судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств, за исключением случаев, когда они были необоснованно не приняты судом первой инстанции, что также позволит избежать злоупотреблений и затягивания судебного разбирательства по перечисленным категориям дел.
2.5. В части принятия и обжалования решений по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, предусматривается ряд мер, призванных обеспечить быструю и эффективную защиту интересов управомоченного лица.
Законопроектом предлагается установить, что решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, принимаются путем вынесения судом резолютивной части решения, копия которого высылается лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня. При этом законопроектом не исключается возможность изготовления решения в полном объеме (с мотивировочной частью), но только по заявлению  лиц, участвующих в деле, или их представителей либо в случае подачи апелляционной жалобы по делу.
Кроме того предполагается, что срок на апелляционное обжалование таких решений будет сокращен до пятнадцати дней, а апелляционные жалобы на них будут рассматриваться судьей единолично.
Таким образом, принятие законопроекта позволит органично установить наряду с процедурой приказного производства еще одну доступную, прозрачную и быструю процедуру рассмотрения несложных и незначительных по размерам требований дел, что будет способствовать  реализации задач судопроизводства в гражданском процессе и, как следствие, оптимизации судебной нагрузки, повышению эффективности и качества правосудия.
3. В связи с дополнением ГПК РФ новой главой 211 «Упрощенное производство» законопроектом предусматривается ряд корреспондирующих изменений в отдельные нормы подраздела II «Исковое производство» Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в частности в статьи 150, 199, связанные с определением особенностей подготовки дела к судебному разбирательству по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, и составления решения суда по таким делам.
4. В целях оптимизации и ускорения процедур рассмотрения дел в порядке приказного и упрощенного производств в ГПК РФ предлагается установить, что пересмотр принятых по результатам рассмотрения указанных дел судебных актов в судах апелляционной и кассационной инстанций будет осуществляться без вызова лиц, участвующих в деле, с предоставлением им права направить в суд объяснения по делу до дня рассмотрения соответствующей жалобы, представления с делом в судебном заседании.
Данное предложение обосновано природой дел, рассматриваемых в рамках указанных процедур, соответствует принципу законности и будет способствовать реализации принципа процессуальной экономии. Кроме того, предлагаемые изменения также направлены на повышение доступности правосудия и позволят сократить материальные и временные издержки лиц, обращающихся в проверочные инстанции по таким делам.
При этом такие лица не лишаются права быть выслушанными в суде, поскольку они наделяются возможностью направить в суд свои письменные объяснения по делу, которые будут учитываться при рассмотрении соответствующей жалобы, поскольку судья-докладчик излагает наряду с обстоятельствами дела, содержанием судебных постановлений, принятых по делу, доводами жалобы, представления также содержание поступивших письменных объяснений по делу.
Более того, с учетом характера и сложности разрешаемого вопроса, а также доводов соответствующей жалобы, представления и возражений относительно них суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
II. Одновременно законопроектом предлагаются следующие  изменения в АПК РФ корреспондирующего характера (статья 2).
Положения статьи 227 АПК РФ, посвященной делам, рассматриваемым арбитражными судами в порядке упрощенного производства, корректируются посредством расширения содержания пункта 2 части 5 статьи 227 АПК РФ: в состав действий, имеющих доказательственное значение, о необходимости произвести которые судом сделан вывод, включаются также действия по выяснению или исследованию дополнительных доказательств. Одновременно из части 5 названной статьи исключается пункт 4, предусматривающий правило, по которому арбитражный суд, установив, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного производства (пункт 1 статьи 2). 
Данные изменения направлены на исключение возможности судейского усмотрения при решении вопроса о наличии оснований для перехода из упрощенного порядка рассмотрения дела в общеисковой порядок и устранение рисков, связанных со смешением указанных порядков судопроизводства.
Законопроектом устанавливается новый процессуальный порядок рассмотрения судами апелляционной и кассационной инстанций жалоб по делам упрощенного производства, а также с учетом законопроекта №  638178-6, находящегося на рассмотрении в Государственной Думе, которым в арбитражное процессуальное законодательство вводится институт судебного приказа, жалоб по делам приказного производства (пункты 2 – 4 статьи 2).
Как и изменения, предлагаемые к внесению в ГПК РФ, изменения в АПК РФ предполагают, что рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций будет осуществляться по представленным документам и доказательствам без вызова сторон. При этом в качестве процессуальных гарантий личного участия в судебном процессе на любой стадии  закрепляется общая норма о том, что с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной (кассационной) жалобы и возражении относительно апелляционной (кассационной) жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В связи с этим законопроектом предлагается:
- дополнить норму статьи 2721 АПК РФ, содержащую особенности рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, положениями указанного содержания;
- закрепить новую статью 2882, устанавливающую особенности рассмотрения кассационных жалоб на принятые по делам упрощенного производства судебные акты, включая правило о том, что основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства таких актов являются нарушения норм процессуального права, указанные в части 4 статьи 288  АПК РФ (в находящемся в Государственной Думе законопроекте, которым вносятся изменения в АПК РФ, содержится новая норма 2881, посвященная особенностям кассационного производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных приказов);  
- дополнить норму статьи 29112, устанавливающую срок и порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, новой частью 61, отражающей новый процессуальный порядок в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении кассационной жалобы, представления на решение, постановление, принятые по делу упрощенного производства либо в порядке приказного производства.

Вы читаете #БлогЮристаГадулинА

Комментариев нет:

Отправить комментарий